Воскресенский кафедральный собор в Вологде — тёплый кафедральный собор в Вологде (при холодном Софийском соборе), построенный в 1772—1776 годах по велению вологодского архиепископа Иосифа Золотого в стиле барокко. Памятник архитектуры федерального значения.
Двухэтажное здание сложной, овальной формы имеет по сторонам четыре полукруглых придела и сильно вытянутый на восток алтарь. Венчающий его большой центральный купол, прорезанный люкарнами и завершённый фонарём с главой, окружён четырьмя башенками- главками приделов. Сочная пластика объёмов усилена на фасадах тосканскими колоннами и пилястрами с раскрепованным карнизом и вычурными фигурными наличниками окон.
ИсторияРешение о постройке тёплого (зимнего) кафедрального собора было принято в начале 1750-х годов при епископе Серапионе. Первая попытка построить собор была предпринята в 1757 году уже при Иосифе Золотом, и освящён во имя Сретения Господня. Однако законченное в 1771 году здание было разобрано потому как «найдены были на нём многие на арках, в асщелины», и собор признан «к достройке весьма ненадёжным».
Новый Воскресенский собор построен на месте разобранной юго-восточной башни Вологодского кремля. На постройку шёл камень из развалин его крепостных стен и башен. Считается, что строительство велось местным архитектором Златицким по модели, выполненной столичным мастером. Деревянная модель, характеризующаяся более высоким куполом и тонкой трактовкой деталей, хранится в Вологодском государственном музее-заповеднике. Строительство было закончено в 1776 году, уже после смерти Иосифа Золотого, при епископе Иринее.
АрхитектураВоскресенский собор — двухэтажное здание, овальное в плане, с пятью главами. Имеет трапезную, четыре полукруглых придела по сторонам и вытянутый алтарь. Собор венчает большой купол с овальными окнами и люкарнами, завершённый фонарём с главой. Купол окружён двухъярусными восьмиугольными башенками — главками приделов.
Фасады украшают тосканские колонны и пилястры, окна обрамляют фигурные наличники. Парадный вход в собор с Кремлёвской площади был устроен в стиле ампир (с фронтоном и колоннами также тосканского ордера) к приезду императора Александра I.
По мнению искусствоведов, исходный проект был упрощён и огрублён при строительстве. Г. К. Лукомский так описывает архитектуру собора:
«...Довольно хаотическое и бесформенное сооружение. Задуманный, видимо, в интересных формах эпохи барокко (судя по деревянной модели, хранящейся в соборном древнехранилище), в осуществлении он, к сожалению, подвергся изменениям, и особенно пострадали пропорции купола, ставшего приплюснутым, и детали: получились обрезанными колонки, грубыми, не вылепленными тщательно, наличники и карнизы.
Таким образом, стиль барокко получил в этом храме, закрашенном в тёмно-жёлтый с белым тона, не вполне типичное выражение. Приём был хорош - получить самый храм круглым представлялось очень заманчивым, но, к сожалению, в глухой провинции трудно было выполнить детали, требовавшие деликатной выработк»ИнтерьерО первоначальном внутреннем убранстве собора судить сложно. В 1832—1833 годах интерьер собора подвергся поновлению. По оценке Г. К. Лукомского,
«Внутри собор не представляет решительно ничего интересного. Роспись (орнаментальная) изобличает дурной вкус эпохи Александра II и III, а киоты, иконостасы и все предметы носят на себе отпечаток безвкусия, типичного для поры quasi-русского стиля, отдающего холодной ремесленностью и поползновениями к роскоши.»
С 1847 по 1928 годы в трапезной собора находилась икона Троицы «Зырянская» XIV века, уникальная своими надписями на коми-зырянском языке, сделанными древнепермским письмом
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯАдрес: 160000, Вологда, Кремлёвская площадь, 1
Координаты: 59.223919, 39.8833
Дата строительства: 1772—1776 годы
Основатель: Иосиф Золотой
Архитектор: Златицкий
Архитектурный стиль: Барокко
Статус: Объект культурного наследия РФ № 3510063012
КОНТАКТЫРежим работы: ежедневно
Вход: бесплатный
Телефон: 8 (817) 272-12-28