войти через Google+ войти через VK

Софийский собор в Вологде

Софийский собор (Собор Софии Премудрости Божией) - православный храм, древнейшее сохранившееся каменное сооружение на территории Вологды, одна из крупнейших построек эпохи Ивана Грозного (наряду с храмом Покрова на Рву в Москве, Успенским собором Троице-Сергиевой лавры и другими). Сооружён в 1568 - 1570 годах по распоряжению Ивана Грозного. С 1587 по 1923 год - кафедральный собор Вологодской епархии (с 1776 по 1938 годы - вместе с тёплым Воскресенским собором) и усыпальница вологодских архиереев. В соборе практически полностью сохранились фрески XVII века и иконостас первой половины XVIII века.

История

Закладка в 1567 году Вологодского кремля подразумевала размещение на его территории нового кафедрального храма взамен деревянного городского собора Воскресения, оказавшегося за пределами нового центра города, на Ленивой площадке. Строительство каменного собора внутри кремля, на берегу реки Вологды началось в 1568 году по распоряжению Ивана Грозного. Согласно летописным свидетельствам, Иван Грозный повелел «соборную церковь Софийскую во имя Успения Пресвятой Богородицы поставить внутри города у архиерейского дому». По другим сведениям, Архиерейский двор был перенесён позднее, уже к строящемуся Софийскому собору.

В качестве архитектурного образца был избран Успенский собор в Москве. Иван Грозный, видимо, хотел иметь в своей северной опричной резиденции подобие Успенского собора Московского кремля. Иван Грозный лично наблюдал за строительством Вологодского кремля, неоднократно подолгу останавливался в Вологде. Царь посетил собор после завершения основных строительных работ в 1570 году, а вскоре после этого неожиданно покинул Вологду, после чего строительство как кремля, так и собора было заброшено. Существует легенда, связанная с этим посещением:

"Неции же глаголют, егда совершена бысть оная церковь и великий государь вшед видети пространство ея, и будто нечто отторгнуся от свода и пад, повреди государя во главу. И того ради великий государь опечалихся и повеле церковь разобрать. Но чрез же некоторое прошение преклонися на милость, обаче многия годы церковь было не освящена.
— Иван Слободской. Летописец. 1716 год.
Собор оставался неоконченным до 1587 года, когда при царе Фёдоре Иоанновиче приступили к его достройке. Отделка была выполнена не полностью: окончен был лишь южный придел, средняя же часть храма была достроена позднее.

Раньше, чем главный престол был освящён южный придел собора. В 1587 году он был освящён Антонием, епископом Вологодским и Великопермским во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, патронального святого царя Иоанна IV Грозного, крещённого в день памяти святого. Придел располагался в дьяконнике собора вплоть до капитального ремонта интерьера 1848—1850 годов.

В 1612 году, во время того как «польские и литовские люди и черкасы и казаки и русские воры» захватили Вологду, собор был разгромлен и повреждён пожаром: сгорели крыша и главы с крестами. После ухода захватчиков начались доделки и исправления собора. Был восстановлен иконостас. Богослужебные принадлежности были временно взяты из Спасо-Каменного и Глушицкого монастырей. В 1612—1613 годах отремонтированный собор, в том числе и главный престол, освятили повторно.

В 1639 году Михаил Фёдорович пожертвовал в собор Софии медное паникадило весом 28 пудов 30 фунтов. Через несколько лет в Архангельске для собора были куплены ещё три паникадила заграничной работы.

При епископе Гаврииле в 1686—1688 году собор был расписан артелью ярославских иконописцев под руководством Дмитрия Григорьева. Перед росписью были растёсаны пять окон четверика и прорублены окошки в нижней части апсид. Оконные откосы были также расписаны артелью Дмитрия Григорьева.

В 1698 году и 1724 году собор подвергался разрушительным пожарам. После пожара 1724 года, в 1737—1744 годах был установлен новый пятиярусный иконостас, существующий и сейчас.

До 1776 года, то есть до постройки тёплого Воскресенского собора, богослужения в Софийском соборе проходили круглый год.

При капитальном ремонте 1848—1851 годов ко всем входам были пристроены каменные притворы, были расширены оконные проёмы, крышу покрасили в зелёный цвет. В 1860-х годах вокруг Софийского собора была поставлена каменная ограда.

Собор посещали императорские особы: в 1724 году — Пётр I, в 1824 году — Александр I, в 1858 году — Александр II.

В 1923 году собор был закрыт и передан краеведческому музею. В Софийском соборе была размещена экспозиция по истории религии и атеизма, частью которой стал маятник Фуко, установленный в 1929 году. С 1935 года Софийский собор является памятником федерального значения.

В 1966—1968 годах Всесоюзные научно-реставрационные мастерские (ВСНРМ) под руководством архитектора В. С. Баниге были проведены реставрационные работы, в результате которых собору вернули вид, соответствовавший XVII веку: устроено позакомарное покрытие из оцинкованной стали, установлены новые купола, восстановлены узкие окна в соборе, разобраны каменные притворы у входов в собор, восстановлены порталы входов. Внутри храма под руководством художника-реставратора Н. В. Перцева проводились работы по закреплению старинной фресковой живописи.

С 1999 по 2007 год была проведена комплексная реставрация собора. Сейчас Софийский собор находится в ведении Вологодского государственного музея-заповедника и открыт для посещения в летнее время. В некоторые церковные праздники в соборе проводятся службы.

В июне 2007 года в Софийском соборе совершил торжественную литургию Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

Архитектура собора

Софийский собор представляет собой прямоугольный в плане, шестистолпный, пятикупочный храм, с сильно выступающими полукружиями трёх алтарных апсид. Размеры собора: длина стен — 38,5 м, ширина — 25,6 м, общая высота — 59 м. Материал стен — кирпич. Архитектурным образцом для Софийского собора являлся Успенский собор Московского кремля.

Внутреннее пространство

Внутреннее пространство храма разделено столпами на три нефа. Нефы расположены таким образом, что основные продольный и поперечные нефы, по сравнению с остальными, обладают большей шириной. Средний компартимент западного поперечного нефа перекрыт не крестовым, а коробовым сводом, который опирается на арки, расположенные ниже остальных подпружных арок. Столпы имеют кресчатую форму, завершены импостами, составленными из двух полочек и четвёртого валика между ними. Основания четырёх западных столпов профилированы и близки по форме к аттической базе. Восточная пара столпов баз не имеет. Барабаны глав и крестовые своды опираются на пониженные подпружные арки, которые переброшены между столпами, а также столпами и стенами. Основания барабанов оформлены карнизами в виде валика. Внутреннее пространство собора освещается двумя ярусами узких окон четверика с воронками, без профилировок. Все окна почти одинаковой ширины. В нижнем ярусе — высокие, в верхнем — небольшие. При этом окна верхнего света находятся на большой высоте. Также свет проникает через узкие окна барабанов и апсид. Таким образом, верхнее пространство собора освещено лучше, чем нижнее.

Первоначальная кирпичная алтарная преграда (в настоящее время скрыта иконостасом XVIII века) выложена заподлицо с западными гранями восточной пары столпов.

В собор ведут открытые порталы с севера и юга и большое сводчатое двухарочное крыльцо с белокаменной гирькой с запада. Откосы порталов имеют профилерованные базы и капители, а архивольты — килевидную форму. Прясла сегментированы в соответствии с крестово-купольным построением храма.

Декор внешних стен собора представлен следующими элементами. Простой по форме цоколь образован валиками и двумя уступами в его нижней части. Между апсидами поставлены полуколонки с простыми завершениями. Пилястры, поддерживающие большие закомарные завершения имеют импосты, которые здесь заменяют капители. Лопатки на стенах собора, отвечающие столпам отсутствуют.

Покрытие шестистолпного Софийского собора позакомарное, волнистое завершение которого характерно для классической русской крестово-купольной системы строения храма. Собор перекрыт крестовыми сводами с подпружными арками и парусами. Венчают храм пять массивных световых барабанов с купольным перекрытием. Пучинистрая форма куполов относится к XVII—XVIII векам.Кресты, поставленные в конце XVII века, были выполнены московскими мастерами по образу крестов церкви Николы Явленного в Москве. На среднем кресте посредине изображено Распятие, в трёх верхних оконечностях каждого креста вязью начертаны слова: «Царь Славы» (на вертикальной конечности), «ИиС ХС» (на горизонтальных).

Пространственная ориентация собора

Ось «главный вход — алтарные апсиды» ориентирована на северо-северо-восток, что расходится с каноническим расположением храмов, обращённых апсидами на восток. Это, вероятно, связано с тем, что храмы, часовни и поклонные кресты часто ориентируются в направлении восхода солнца в день закладки или в праздник, которому посвящены. Существует также версия, что такое смещение оси вызвано тем, что Иван Грозный хотел, чтобы собор был обращён к реке, которая расположена севернее. Соответственно, стены Вологодского кремля и Архиерейского двора, ориентированные на Софийский собор, имеют не совсем корректные с географической точки зрения названия: северная стена называется восточной, западная — северной и т. д.

Копирование московского Успенского собора — характерная черта русской архитектуры XVI века. Сходство двух построек проявляется в шестистолпной конструкции. Однако по внешнему декоративному убранству вологодский Софийский собор ближе к памятникам Новгорода: отсутствуют аркатуры, бусины портиков и другие архитектурные элементы фасада московского Успенского собора. Аркатуры отсутствуют не только на стенах, но и на барабанах глав. Отсутствием аркатурно-колончатого пояса Софийского собора отдалённо напоминает Успенский собор (1515 г.) в Тихвине.

В плане Софийский собор также отличается от московского Успенского собора. Равное расстояние между столпами последнего образует сетку из двенадцати одинаковых квадратов, тогда как в Софийском соборе главные нефы расширены за счет боковых. В Софийском соборе три апсиды, в Успенском их пять. План Софийского собора больше напоминает предшествующие ему шестистолпные храмы: ростовский Успенский собор (1508—1512 гг.), Преображенский собор Хутынского монастыря (1515 г.), новгородскую церковь Никиты Мученика (середина 1550-х) и др. То есть, план собора в Вологде формировался в традиции шестистолпных пятиглавых храмов XVI века.

Ещё одна отличительная черта от Успенского собора Московского кремля — кресчатая форма столпов. Такие столпы были характерны для первой половины — середины в XVI века начиная с Архангельского собора в Москве (1505—1508 гг.)[18]. Софийский собор не имеет настенных лопаток, характерных для большинства шестистолпных храмов рассматриваемого периода. В этом отношении, например, внутренних настенных лопаток не было предположительно и у Успенского собора (1554—1558 гг.) в Великом Устюге и Христорождественского собора (1562 г.) в Каргополе.

Культовое назначение собора

После переноса Архиерейского двора от Воскресенской церкви на Ленивой площадке внутрь Кремля, Софийский собор с 1587 по 1923 гг. являлся кафедральным храмом Вологодской епархии. Вдоль северной и южной стен находятся захоронения 11 архиереев: епископа Вологодского и Великопермского Киприана (умер в 1556 г., мощи перенесены из деревянной церкви Воскресения на Ленивой площадке), архиепископов Вологодских и Великопермских Антония (1588), Иоасава (1610), Корнилия (1625), Нектария (1626), архиепископа Вологодского и Белозерского Гавриила (1707), епископов Вологодских и Белозерских Павла (1725) и Пимена (1753), Серапиона (1792), Иосифа Золотого (1774), епископа Вологодского и Устюжского Иринея (1796), Арсения (1802).


Полезная информация
Адрес: Вологда, Кремлёвская площадь
Координаты: 59.224396, 39.882415
Строительство: 1568—1570 годы
Архитектор:-
Статус:Объект культурного наследия РФ № 3510063013
ОБЪЕКТ НА КАРТЕ
Чтобы добавить комментарий необходимо
ЕЩЁ ПУБЛИКАЦИИ